Всеобъемлющие принципы социальной работы

Всеобъемлющие принципы социальной работы — уважение неотъемлемой ценности и достоинства людей, непричинение вреда, уважение многообразия, поддержка прав человека и социальная справедливость.
Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости являются мотивацией и основой социальной работы. Профессиональная деятельность социальных работников рассматривает права человека и коллективную ответственность как взаимосвязанные части единого целого. Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только при условии ежедневной обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, а также  создания взаимоотношений внутри сообщества.

 

Поэтому основной фокус социальной работы должен быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

Социальная работа охватывает три поколения прав человека.


Первое поколение прав — гражданские и политические права.
Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.
К личным/гражданским правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свобода передвижения; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

К политическим правам относятся: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

Иностранцы и апатриды (люди без гражданства) наравне с гражданами пользуются лишь частью политических прав и свобод, например, свободой слова и убеждений, свободой информации. Степень допустимости реализации ими остальных политических прав специально прописывается в законе. Кроме того, политические права и свободы могут быть ограничены гораздо более существенно, чем личные права.

Второе поколение прав
К Второму поколению прав относятся социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения.

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Третье поколение прав
Права третьего поколения фокусируются на мире природы и праве на биомногобразие видов, а также межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права. Права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие
По своей структуре это права коллективные, явившиеся результатом борьбы за национальные суверенитеты. Часто эту группу прав называют «правами солидарности». «Коллективность» этих прав обуславливается тем, что они принадлежат и могут осуществляться уже не конкретным индивидом, а целыми народами, нациями и т.д.

В некоторых случаях «непричинение вреда» и “уважение многообразия” может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются права, включая право на жизнь, права таких меньшинств, как женщины и гомосексуалисты. Глобальные образовательные стандарты по подготовке и обучению социальных работников рассматривают эту сложную проблему, выдвигая подход к обучению социальных работников, опирающийся на основные права человека.

 

Примечание: Такой подход смог бы облегчить конструктивную конфронтацию и внести изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные права человека. Поскольку культура социально сконструирована и динамична, она выступает предметом деконструкции и изменения. Такую конструктивную конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами культурной группы с глазу на глаз по более широким проблемам прав человека.

 

Источник сайт Международной федерации социальных работников http://ifsw.org